Чтобы организовать мероприятие, на котором планируется угощение людей какой-либо едой и напитками, потребуется много сил, нервов и средств. Однако сейчас есть возможность переложить все трудности организации на кейтеринговую компанию.
Такие компании организовывают банкеты, вечеринки, деловые встречи и другие мероприятия.
В этой статье мы вам простыми словами расскажем про кейтеринг подробнее, что это такое, и с чем его едят.
Что такое кейтеринг?
Определение.
Если кратко, то изначально кейтеринг – это доставка еды и обслуживание на выезде. Такое определение подтверждает и перевод слова.
Но сейчас кейтеринговые агентства расширяют список своих функций и берут на себя полную организацию всего праздника: разрабатывают концепцию, создают сценарий, ищут площадку, подбирают артистов и отвечают за оформление.
История кейтеринга.
Можно сказать, что кейтеринг зародился ещё в XVII веке во Франции. Известный в то время повар Франсуа Ветель часто готовил разные пиры на заказ для влиятельных людей.
Однако уже в современном виде эта услуга возникла в XX веке в США. В то время там появлялись крупные компании, которые сосредотачивали в одном здании около 1000 сотрудников. Также строились небоскрёбы, и на их строительстве были задействованы сотни рабочих. Людей надо было как-то кормить и выгоднее оказалось заказывать доставку еды, чем отвозить сотрудников куда-то на обед.
В Россию кейтеринг пришёл в 1986 году вместе с открытием в Москве офиса французской компании. А по регионам он распространился уже после 2000-х годов. И на данный момент практически везде это направление представлено. В городах, где население составляет больше 500 тысяч человек, работает в среднем 5–7 кейтеринговых служб. Всего же по России их 720. Конечно, самое большое разнообразие представлено в Москве.
На заметку! За последние годы россияне стали активнее прибегать к услугам кейтеринга. Общая стоимость корпоративных заказов поднялась на 30%, а частных – на 20%.
Кейтеринговые услуги
Основной набор услуг, который представляет абсолютно любая компания, это:
- подготовка меню и составление сметы;
- проведение предварительной дегустации блюд;
- доставка готовых блюд в назначенный день.
Также обычно компании предоставляют и дополнительные услуги. Они могут понадобиться при организации и проведении праздничных и деловых мероприятий. Это:
- Сценарий.
- Сервировка столов.
- Работа барменов, официантов, поваров.
- Аренда мебели и сопутствующего оборудования, а также скатертей, шатров, салфеток.
- Координация мероприятия.
- Организация пространства: расстановка мебели, оборудования.
Кроме того, обычно у кейтеринговых фирм также можно заказать полное обеспечение и проведение праздничного мероприятия. То есть:
- развлекательную программу;
- оформление площадки;
- ведущего;
- музыкантов и артистов;
- парикмахера и визажиста;
- фотографа и видеооператора;
- фейерверки;
- трансфер гостей.
Основные виды кейтеринга
По месту приготовления еды и организации самого процесса кейтеринг бывает:
- В помещении. Еда готовится на специально оборудованной кухне компании.
- За пределами. Приготовление блюд на территории мероприятия, без специальной кухни, на переносном оборудовании.
- Доставка готовых блюд. Готовую еду просто привозят клиентам. Обслуживание не предполагается.
Также кейтеринг делится по типу услуг, которые оказываются клиенту. А именно:
- Событийный кейтеринг. Разовое обслуживание какого-либо мероприятия.
- Офисный кейтеринг. Долгосрочное сотрудничество с различными компаниями, предприятиями, расположенными на удалении от заведений общественного питания. Между сторонами заключается договор, в котором прописывается время, к которому необходимо доставлять обеды.
- Транспортный кейтеринг. Еда для пассажиров поездов, самолётов, кораблей. Её привозят либо к отправлению, либо кормят на всём пути следования.
Ещё кейтеринг можно разделить по статусу клиента:
- VIP-кейтеринг. Обслуживание экстракласса, высокая кухня. Блюда готовятся на самом современном оборудовании прямо перед подачей.
- Масс-кейтеринг. Сюда можно отнести еду в столовых, пансионатах.
Существует также ещё несколько независимых видов кейтеринга, которые нельзя отнести ни к одной из перечисленных выше групп. Это:
- Социальный кейтеринг. Питание в различных бюджетных учреждениях.
- Индустриальный кейтеринг. Организация питания на заводах. Они имеют свои пищеблоки, но заказывать еду для них выгоднее, чем содержать целый штат работников столовой. Поэтому они нанимают лишь несколько человек для разогрева привозимой еды и уборки.
- Детский кейтеринг. Его особенность – в специальном оформлении и меню, при разработке которого учитывается возраст детей.
- Экокейтеринг. Для клиентов, которые ратуют за здоровый образ жизни. В меню — блюда из экологичных продуктов.
- Вегетарианский кейтеринг. Из названия понятно, что блюда здесь будут исключительно из продуктов растительного происхождения.
Форматы кейтерингового обслуживания
- Банкет. Такое мероприятие можно организовать на любой площадке. Гостей рассаживают за сервированные столы, обслуживают их официанты.
- Гала-ужин. Более официальный вид банкета. Обычно им завершают какой-либо благотворительный вечер, деловые переговоры. На таком мероприятии есть дресс-код. Столы сервируются хрусталём, фарфором и серебром. Основные блюда и закуски готовятся перед подачей, чтобы они были максимально свежими.
- Фуршет. Вся еда располагается на столах по центру или по краям площадки. Столы высокие, чтобы гостям не приходилось наклоняться за едой. Формат фуршета предполагает свободное перемещение гостей по залу. Меню состоит из лёгких закусок и десертов: стейков, шашлычков, макарунов, капкейков. Подача – порционная.
Официанты во время фуршета убирают пустые блюда и бутылки, а также предлагают гостям попробовать ту или иную закуску. А вообще, на фуршете – самообслуживание.
Такой формат подойдёт для любых непродолжительных мероприятий на всех площадках.
- Шведский стол. Чаще всего этот формат используют отели и гостиницы. Блюда, как на фуршете, выставляют на общие столы, гость может взять еду сам или попросить официанта наложить её.
- Коктейль. В меню — лёгкий алкоголь, смузи, закуски. Всю еду разносят официанты, но рассадка всё равно не предполагается.
- Пикник. Обычно занимает весь день, поэтому такой формат обычно состоит из нескольких других (например, бара и фуршета). В меню в основном блюда на мангале.
Есть также ещё три формата кейтеринга. Но они существуют не самостоятельно, а лишь как дополнение к другим форматами.
- Станции анимации. Это приготовление поваром блюд на глазах у зрителей.
- Candy-бар. Стол с порционными сладостями для свадеб и детских торжеств. В меню: пирожные, макаруны, капкейки.
- Лаундж кафе. Этот формат обычно берут для образовательных или деловых мероприятий. Суть его в размещении большой огороженной зоны с мягкими диванами, где гости могут отдохнуть и посидеть в тишине. В такой зоне можно выпить кофе и съесть лёгкую закуску.
Все вышеперечисленные форматы могут в той или иной степени сочетаться в рамках одного мероприятия.
Достоинства и недостатки кейтеринга
Из плюсов можно выделить:
- гибкость;
- возможность выбрать для мероприятия абсолютно любое место;
- удобство;
- экономию времени;
- возможность составить индивидуальное меню и заказать креативную подачу блюд.
Основной минус только один – это необходимость в большинстве случаев иметь подсобное помещение, где персонал сможет подготовиться к работе и хранить необходимое оборудование.
Стоимость кейтеринговых услуг
Она складывается из нескольких составляющих и зависит от:
- стоимости площадки и её местоположения;
- меню;
- длительности события;
- количества приглашённых;
- формата события;
- дополнительных услуг.
На заметку! Чтобы клиентам было удобнее сориентироваться по стоимости, многие кейтеринговые компании размещают примерные цены у себя на сайте.
Кейтеринг как бизнес
Опытные в сфере кейтеринга люди советуют перед открытием своего бизнеса поработать в сфере общественного питания, чтобы «узнать кухню изнутри».
Вообще, ни в одном российском вузе нет обучения по специальности кейтерье. Однако многие кейтеринговые компании проводят наборы на свои курсы.
Для открытия своего бизнеса, связанного с кейтерингом, необязательно иметь большой стартовый капитал. Можно даже вообще его не иметь. Для начала вам не понадобится даже оборудование.
Сейчас есть компании, у которых можно арендовать мебель и предметы сервировки, которые готовят любые блюда на любое количество человек, и которые занимаются доставкой. На начальном этапе вы можете просто быть между ними связующим звеном, контролировать их работу и благодаря этому грамотно организовывать мероприятие.
При таком режиме работы вы вполне сможете устраивать от 1 до 3 мероприятий в неделю. Затем уже будете потихоньку вкладывать деньги в своё оборудование, инвентарь, нанимать людей, которым сможете делегировать часть обязанностей и обслуживающий персонал.
Для организации бизнеса вам достаточно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Основные ошибки при ведении бизнеса в сфере кейтеринга
Ошибки:
- Отсутствие комфорта на мероприятии. И площадка, и еда, и персонал должны давать гостям возможность чувствовать себя удобно, уютно и комфортно.
- Нет изюминки. Вы должны обязательно чем-то отличаться от конкурентов, чтобы клиенты вас запомнили и обращались к вам. Изюминкой могут быть экзотические позиции в меню или необычный способ сервировки.
- Плохой сервис. Грубый, плохо обученный персонал испортит всё впечатление от мероприятия. Обязательно обучайте официантов и контролируйте их работу.
- Чрезмерная экономия. Не пытайтесь сделать клиенту максимально дешёвое предложение, это может плохо отразиться на качестве проведения торжества. Если человек к вам обратился, значит, деньги у него есть.
Кейтеринг сейчас присутствует во многих сферах нашей жизни, и в дальнейшем он будет становиться всё более и более актуальным. Это прекрасная возможность для организации своего бизнеса, которая к тому же не требует значительных денежных вложений на начальном этапе.