Франшиза – это приобретение у брендовой компании права на ведение бизнеса и ее бизнес-модели. Покупая франшизу, вы минимизируете риски, возможные при запуске своего дела.
Немного терминологии: — франчайзор – управляющая компания, предоставляющая франшизу; — франчайзи – тот, кто покупает франшизу и становится партнером; — франчайзинг – отношения между покупателем и продавцом франшизы.
В наше время интернет предлагает ресурсы с каталогами франшиз в разных сферах деятельности. Они дают возможность ознакомиться с особенностями договоров, оценить и взвесить все риски прежде, чем что-то купить.
Франшиза как гарантия
Виды франшиз
В России к 2023 году франчайзинг начал получать значительное развитие. Сейчас можно найти около 3 тысяч франчайзинговых предложений на территории нашей станы.
Рассмотрим какими бывают франшизы:
- производственная франшиза – продажа технологии производства товара и права реализовывать данный товар под брендом франчайзора.
- товарная франшиза – проще говоря диллерство. Суть взаимодействия: франчайзер изготавливает и доставляет товар, а франчайзи его реализует. Большая часть брендовой одежды и обуви это товарные франшизы.
- сервисная франшиза – договор составляется на оказание услуг: франшизы по ремонту телефонов, на деятельность химчисток, на услуги автомоек. Франчайзи приобретает у франчайзера бренд и технологию предоставления услуги.
Также франшизы делятся на типы:
— исключительная франшиза – право представительства компании на данной территории есть только у одного франчайзи;
— мастер-франшиза – дает франчайзи право дальнейшей перепродажи франшизы. Обычная практика при продаже бизнеса в другую страну. Например, под такими перепроданными франшизами работают сети Макдональдс, Сабвей и тому подобные.
— страховая франшиза – определяет часть ущерба, которая не выплачивается при наступлении страхового случая. Данный тип не относится к предпринимательской деятельности.
— спортивная франшиза – встречается в качестве бренда команды. Распространено на западе.
В качестве франшизы продают медиапродукты, объединенные одними действующим лицами. Например, Гарри Поттер.
Основные траты франшизы
Франчайзи обязан оплатить паушальный взнос (при его наличии) и регулярно оплачивать роялти. Вне зависимости от вида бизнеса, франчайзинг потребует первоначальных вложений:
- аренда или покупка помещения для бизнеса и необходимого оборудования
- стартовые вложения в запуск бизнес-точки;
- подбор и обучение сотрудников;
- рекламная компания.
От варианта производства зависит специфика вложений на закупку сырья, сервисное обслуживание, возможные командировки, обучение. Все возможные расходы закладываются на этапе планирования приобретения франшизы. В процессе деятельности вносятся коррективы.
Франчайзер тратит средства на создание бизнес-идеи, ее воплощение, отработку и налаживание рабочей схемы, которая впоследствии дает возможность франчайзи развиваться. Кроме того затраты идут на создание самой концепции, регистрацию, описание технологии, оплату услуг юристов и маркетологов, создание отдела поддержки франчайзи.
Преимущества франшизы
Продажа своего бренда и опыта работы популярно во всем мире. Это обусловлено тем, что продав свою идею, франчайзер зарабатывает на удачном опыте, а его последователь получает успешный старт с поддержкой и гарантиями. Отношения франчайзера и франчайзи регулируются на основании договора и скреплены взаимным интересом в успехе тандема.
Еще одна особенность подобного бизнеса – на основании чужого опыта проще избежать ошибок и выйти в лидеры. В отличие от собственного бизнеса, выстраданного и построенного на ряде взлетов и падений, стартап по франшизе упрощен и не требует знаний в области маркетинга и экономики. Это увеличение успешного бизнеса с геометрической прогрессией: прогресс возрастает, принося прибыль большему количеству людей.
Взвешивая все «за» и «против» для покупки франшизы, помните: вы приобретаете не просто логотип и описание способа производства. Вам предоставляется подробный план действий, которые приведут к гарантированному успеху. Вместе с репутацией бренда вы получите: узнаваемость; позитивное отношение покупателей к продукции; ожидание товара покупателем; маркетинговые исследования рынка в данном сегменте.
Франчайзер помогает в отладке процессов управления, обучения, производства, направляет стратегии продажи и рекламные мероприятия. Это связано с поддержанием на уровне уже созданной франчайзером репутации. Для этого строго отслеживается качество товара, соблюдение технологии его производства и исполнение обещаний перед потребителями.
Тщательно составленный договор – залог успешности предприятия. Ведь франшиза не только дает инструмент, но и позволяет получить поддержку в рисках и дополнительный контроль.