4 ЭТАПА КАК ОТКРЫТЬ ТАКСОПАРК ЯНДЕКС ТАКСИ

Бизнес-модель для открытия таксопарка

Выгодно ли открывать собственный таксопарк в 2023 году и с какими сложностями можно столкнуться при работе в такой нише. Ответы на эти и другие вопросы получили от Армена Макояна — одного из основателей агрегатора такси «Клевер». В статье узнаете, как можно стать партнёром «Яндекс. Такси», а затем его конкурентом. Также Армен поделился бизнес-моделью для открытия таксопарка — скачивайте в дополнительных материалах.

Идея и суть бизнеса

В 2017 году, будучи преподавателем математики, я решил сделать первый бизнес-проект: на имеющиеся 500 тысяч рублей купил подержанный Hyundai Solaris и сдал его в аренду. Таким образом стал получать около 40 тысяч рублей в месяц пассивного дохода.

Открытие

Стартовал в Москве. Не скажу, что были большие ожидания от бизнеса. Для меня это скорее был вопрос инвестиций и получения стабильного дохода, более высокого, чем от сдачи недвижимости в аренду.

Важным фактором являлся и вопрос ликвидности, то есть возможности в любой момент продать бизнес.

Учитывая всё это, в моём случае единственным вариантом была покупка автомобиля и сдача его в аренду водителям Яндекс. Такси.

Траты на запуск

Первые автомобили были приобретены на личные средства, отложенные с преподавательской деятельности. В 2017-2018 годах так удалось купить пять автомобилей, в основном, Hyundai Solaris и Kia Rio. В последующие годы привлекались средства банков — через автокредиты и лизинги.

Ошибки на этапе открытия

Я не относился к проекту как к бизнесу. Схема довольно простая, особенно когда в наличии всего несколько машин, поэтому на начальном этапе ошибок не было. Трудности появились позже и были связаны с масштабированием, когда количество автомобилей увеличилось до нескольких десятков.

Неправильное решение — всё тащить на себе. Не имея помощника, приходилось самому заниматься всем и сразу. Думаю, это произошло из-за неопытности.

Если бы сейчас начинал подобный проект, то взял бы первого сотрудника гораздо раньше.

Команда и структура бизнеса

У нас трудится порядка ста человек, не считая водителей. Это управляющий состав таксопарка, автосервиса, мойки, детейлинга и других подразделений. Часть сотрудников оформлена официально, часть работает по договорам ГПХ.

В структуре предприятия отдельное место занимает аналитический отдел. Все решения мы принимаем, отталкиваясь от сухих цифр. У нас работает отдельный математик-аналитик, от ума которого зависят многие решения в компании.

Остальная структура предприятия состоит из двух основных частей. Первая — парк машин, находящихся в собственности, либо в лизинге нашей компании «Stax». Вторая — взятых в доверительное управление у частных инвесторов. Два года назад вторая часть обогнала по размеру первую. Поэтому последние 2 года мы называем себя управляющей компанией, так как основная деятельность — управление доверенным инвесторами имуществом.

Доходы и расходы

В разные месяцы размер прибыли отличается. Самый насыщенный запросами — декабрь. В летние месяцы идёт некоторый спад.

В 2022 году суммарный доход компании составил порядка 16 млн долларов США. Из них 70% — доход таксопарка, так как аренда автомобилей — наше основное направление.

Основные расходы складываются из покупки автомобилей и лизинговых платежей для одной части таксопарка, и еженедельных выплат инвесторам для второй. Кроме того, есть постоянные платежи за аренду помещения в 3 000 кв.м. на юге Москвы, здесь располагаются все направления бизнеса.

Значительная часть средств идет в фонд оплаты труда, причем около 65% — на оклад специалистов нашего IT-отдела. Программисты работают удаленно в разных городах России. Наши CRM и ERP-системы успешно используются не только нами — мы сдаем их в аренду другим таксопаркам. С помощью программ они легко отслеживают необходимость замены масла, продления страховки на автомобиль, доходы водителя и многие другие параметры.

Мы верим, что за IT — будущее, которое уже сейчас приносит прибыль. Благодаря нашим программным продуктам мы делаем и выплаты инвесторам. Чистая прибыль за прошлый год составила около 3 млн долларов США.

Продвижение

Мы использовали контекстную рекламу на Яндекс и Google, SEO-продвижение и соцсети. В данное время отказались от контекстной рекламы, так как поток заявок был больше, чем мы могли обработать. Сейчас используем только социальные сети, планируем активнее развивать и другие площадки, в разработке находится YouTube-канал о жизни компании.

Но всё же самым эффективным в нашей сфере считаю так называемое «сарафанное радио». Большинство клиентов — люди состоятельные, принимают решение не на основании рекламы в Интернете, а по рекомендации друзей и знакомых.

Сложности в сфере и советы начинающим предпринимателям

Главной сложностью, как ни странно, был языковой барьер: 70% водителей — граждане Киргизии, плохо говорящие по-русски. Остальные — русскоязычные граждане России, Белоруссии и Казахстана. Мы решили проблему, наняв сотрудника, хорошо владеющего двумя языками. Это помогло сгладить многие углы.

Другая сложность — наличие высоких штрафов от МАДИ.

Например, штраф за парковку на газоне в Москве составляет 300 тысяч рублей. Мы постоянно работаем с водителями, объясняем им, как не нарушать законы, а также имеем высококвалифицированных юристов.

Также в прошлом многие лизинговые компании неохотно сотрудничали с таксопарками, отказывая в лизинге. Но в последнее время мы получаем много предложений, так что проблема уже не актуальна.

Тем, кто только начинает свой бизнес, я бы посоветовал создавать ИП или ООО, вовремя платить все налоги и делать своё дело максимально прозрачным. Важно не стесняться брать консультации у экспертов по налогам, не боятся идти на сотрудничество с государством в этой сфере, потому что оно живо заинтересовано в развитии бизнеса. Правительство Москвы активно выделяет субсидии для тех, кто берет машины в лизинг. К примеру, в 2023 году на поддержку сферы такси уже направлена солидная сумма. Чем лучше развивается бизнес, тем больше налоговых сборов получит страна.

Интересная история о бизнесе

В нашей сфере такие ситуации, к сожалению, происходят либо на основании ДТП, либо форс-мажоров.

Одна из самых странных историй — в меня врезалась машина из моего же парка. При составлении протоколов в обоих документах в графе «собственник» стояло мое имя, потому в страховой на нас смотрели косо. Вероятность подобных совпадений низка, но у меня это произошло.

Еще одна ситуация — при постановке новой машины на учет нам выдали номерные знаки, в которых одна буква номера не совпадала с СТС. Целый год водитель ездил так, и ни один инспектор на дорогах не обратил внимание на небольшое расхождение номерного знака и СТС. Ошибку заметили мы сами, когда водитель, отработав год, решил уволиться, так как купил собственный автомобиль. Обнаружилось, что за год у него не было ни одного штрафа. То есть штрафы, конечно, были, потому что невозможно обойтись без них в сфере услуг такси, но они уходили «в никуда».

Планы

Менять стратегию развития мы не планируем. На протяжении последних 5 лет отмечаем стабильный рост компании, несмотря на пандемию и события осени 2022 года. В то время как другие таксопарки сбавили темпы роста или вовсе ушли с рынка, передав нам свои машины под управление.

Сейчас можно выделить два основных направления нашей работы. В связи уходом с российского рынка корейских автопроизводителей мы переключаемся на закупку китайских автомобилей, в частности, Cherry, Haval и других. Второе направление — развитие компании в плане управления инвестированными клиентами автомобилями и средствами. Будем популяризировать эту сторону бизнеса путем ведения своего канала в YouTube.

Также поддерживаем других игроков отрасли: 7 апреля 2023 года приняли участие в бизнес-мероприятии Общественного совета по развитию такси, провели обучение для 44 участников из 21 региона России, владельцев самых крупных таксопарков страны. Они получили много полезной информации для дальнейшего развития собственного бизнеса.

Я фрилансер. Между заказами бывает много свободного времени. Поэтому я решил найти подработку с гибким графиком.

Сначала я таксовал, только когда было свободное время, но потом решил заняться этим всерьез и отработал 4 полных дня. Стало понятно, что совмещать две работы тяжело, и я ушел. Расскажу, как устроиться водителем такси, от чего зависит зарплата и какие есть подводные камни.

Выбор агрегатора

Агрегатор — это интернет-посредник между водителем и пассажиром. Клиент заказывает машину через мобильное приложение, а система направляет заказ водителю. Самые популярные в России агрегаторы — «Яндекс-такси», «Убер» и «Гетт».

Если есть своя машина, можно работать с агрегатором напрямую. Если машины нет, можно арендовать в таксопарке. За пользование машиной водитель платит фиксированную сумму, плюс агрегатор берет комиссию с каждой поездки.

Я выбирал между «Яндекс-такси» и «Убером».

Остановился на Яндексе: другие таксисты говорили, что у него лучше навигация и ниже комиссия.

Некоторые таксисты работают с двумя агрегаторами сразу, чтобы не простаивать без заказов, но я отказался от этой идеи. Во-первых, звуки оповещений в приложении и так отвлекают от дороги — а тут их будет в два раза больше. Во-вторых, в случае если заказы на поездку придут одновременно и на «Убер», и на «Яндекс-такси», от одного придется отказаться, а это снижает рейтинг водителя — о нем я расскажу ниже.

Определившись с агрегатором, я оставил заявку на сайте , и мне перезвонили через несколько минут. Узнав, что своей машины у меня нет, представитель Яндекса дал список таксопарков в Санкт-Петербурге, где можно взять машину в аренду.

Если бы у меня был личный автомобиль, я бы не стал связываться с таксопарком. Во-первых, я сэкономил бы на налогах и вместо 13% НДФЛ платил бы 6% по упрощенной системе — для работы с «Яндексом-такси» нужно быть ИП. Во-вторых, как выяснилось позже, таксопарк иногда задерживает выплаты, а моим коллегам, работавшим напрямую, Яндекс перечислял деньги ежедневно.

Договор с таксопарком

После звонка из «Яндекс-такси» я зашел на сайт таксопарка и оставил заявку. Мне сразу перезвонили и записали на собеседование. Попросили взять с собой паспорт и водительские права.

В офисе я заполнил анкету, менеджер рассказал об условиях работы. Через два часа после собеседования мне перезвонили и сообщили, что готовы сотрудничать.

Со мной заключили агентский договор на оказание услуг по подключению к службам такси и договор аренды автомобиля. Причем то, что я арендую машину для работы в такси, в документах указано не было. Никаких трудовых отношений со мной никто не оформлял — отпуск и больничный таксист оплачивает себе сам. Как и подоходный налог в 13%.

По договору аренды автомобиля техосмотр, ремонт и страховка — забота таксопарка. Но если с машиной что-то случится по вине водителя, придется оплачивать ремонт за свой счет. Кроме того, таксист на свои деньги должен заправлять машину, платить за парковку и мойку, а также оплачивать штрафы.

Перед тем как передать машину, сотрудник таксопарка вместе со мной осмотрел ее и занес все повреждения в акт приема-передачи. Советую отнестись к этому внимательно: если потом на автомобиле обнаружатся вмятины или царапины, не указанные в акте, стоимость ремонта удержат с вас.

Арендная плата может быть фиксированной, а может зависеть от срока, на который берете машину: чем он больше, тем выйдет дешевле. В среднем по Санкт-Петербургу цены колеблются от 1600 до 1800 ₽ в сутки.

Автомобиль все время находится у водителя, каждый день в таксопарк возвращать его не надо. Когда срок аренды закончится, машину нужно помыть: грязную обратно не примут.

Агентский договор на подключение к агрегатору. Таксопарк бесплатно создает водителю учетную запись в системе «Яндекс-такси» и обязуется раз в неделю выплачивать ему заработанные деньги

Условия работы

Я успел поработать в двух разных таксопарках — назовем их «Орион» и «Сатурн». Условия в них сильно отличались. Например, в «Орионе» выдали топливную карту крупной сети АЗС и обязали заправляться только там. В «Сатурне» можно было заправляться где угодно. « Орион» каждую неделю удерживал с водителя залог в 2000 ₽, который отдавали после возврата машины при условии, что с ней все было в порядке. В «Сатурне» никаких залогов не было.

удерживал один из таксопарков в качестве залога

В «Сатурне» вообще формально подходили ко многим вещам. Например, таксопарк по закону обязан выдавать водителю путевые листы. Если такси с пассажиром остановит сотрудник ДПС и у водителя не будет путевого листа, шофер может получить штраф 3000 ₽. В «Орионе» водители получали в начале недели ровно столько путевых листов, сколько собирались работать, и раз в неделю документы у них забирал начальник автоколонны. В «Сатурне» же мне просто выдали пачку путевых листов «с запасом», за их заполнением никто не следил.

Ежедневно перед выходом на линию водитель обязан приезжать в таксопарк и проходить предрейсовый медицинский осмотр. В «Орионе» за выход на линию без медосмотра штрафовали на 300 ₽. В «Сатурне» сказали, что я могу проходить медосмотр там, где мне хочется.

Несмотря на то что «Орион» работал строго по закону, мне больше понравилось в «Сатурне». В первую очередь из-за отсутствия медосмотров: ездить каждый день в таксопарк накладно и по времени, и по деньгам. Кроме того, здесь не было волокиты с путевыми листами. Да и заправлялся я там, где хотел. Но это мой взгляд как водителя — у пассажира такси может быть другое мнение.

Как отличались условия работы в «Орионе» и «Сатурне»

Аренда машины «Орион»: 1600 ₽ в сутки. « Сатурн»:

Первые сутки аренды «Орион»: Бесплатно до 10 утра следующего дня. ❤️ «Сатурн»: Бесплатно до 00:00 следующего дня.

Комиссия таксопарка «Орион»: 5% от стоимости заказа. « Сатурн»: Нет. ❤️

Как берут арендную плату «Орион»: Списывается с лицевого счета в приложении «Яндекс-таксометр». « Сатурн»: Переводом на банковскую карту либо наличными в офисе таксопарка.

Оплата топлива «Орион»: С помощью топливной карты определенной сети АЗС. Деньги списываются на следующий день со счета водителя в приложении «Яндекс-таксометр». « Сатурн»: Наличный расчет на любой АЗС. ❤️

Залог «Орион»: По 2000 ₽ в неделю. « Сатурн»: Нет. ❤️

Путевые листы «Орион»: Выдают строго по количеству смен, тщательно проверяют. « Сатурн»: Выдается пустой путевой лист, заполнять — по желанию.

Медицинские осмотры «Орион»: Проводят каждый день, штраф за выход на работу без медосмотра — 300 ₽. « Сатурн»: Можно проходить самому в любом медучреждении. Санкций со стороны таксопарка нет.

Брендирование автомобилей «Орион»: Наклейки «Яндекс-такси», фирменные шашечки на крыше. ❤️ «Сатурн»: Обычная машина знаков такси.

Техосмотр в таксопарке «Орион»: Два раза в неделю. « Сатурн»: Нет.

Автомобиль и трансмиссия «Орион»: Шкода Рапид, автоматическая. ❤️ «Сатурн»: Хендай Солярис, механическая.

Яндекс-таксометр

Перед тем как таксовать, надо установить приложение . Оно работает только на Андроиде. Приложение потребует ввести номер телефона. Если таксопарк корректно подключил вас к системе, то вам придет смс с паролем.

Главное назначение «Таксометра» — передавать информацию о заказах. Кроме того, приложение показывает, сколько водитель заработал, куда ездил

Чтобы начать принимать заказы, надо передвинуть бегунок в правой верхней части экрана из положения «Занят» в положение «На линии». Когда поступает заказ, у водителя есть несколько секунд, чтобы согласиться.

В этот момент шофер видит только место, где ждет пассажир, и время, которое надо потратить, чтобы туда доехать. Информация о конечном пункте и стоимости поездки появится только после того, как клиент сядет в машину. Это сделано для того, чтобы водители не выбирали только те заказы, на которых можно много заработать. Если согласиться, а потом отклонить предложение, то это скажется на рейтинге водителя.

Рейтинг. Это средняя оценка, которую поставили пассажиры водителю в приложении «Яндекс-такси». Например, если 30 пассажиров поставили четверку, а 20 — пятерку, то его рейтинг будет 4,4. Учитываются только оценки за последние 60 дней.

Рейтинг влияет на распределение заказов. Если в момент заказа на примерно одинаковом удалении от клиента находятся несколько такси, «Таксометр» отдаст заказ тому водителю, у которого рейтинг выше. В итоге чем меньше рейтинг, тем реже приходят заказы. Если он опустится ниже 4, заказы перестанут приходить совсем.

Если хотите, чтобы пассажиры ставили вам пятерки, а рейтинг рос, я рекомендую быть вежливым, водить аккуратно и помогать с багажом. Поддерживать разговор во время поездки стоит, только если клиент сам настроен пообщаться: некоторых пассажиров раздражает навязчивость.

Информация о моем рейтинге, проценте принятых и выполненных заказов в «Таксометре»

Прибыв к месту заказа, надо нажать в приложении кнопку «На месте». Если вы приехали быстрее, чем рассчитал навигатор, придется ждать, пока не истечет отведенное им время на поездку до места. Только после этого начнется отсчет времени ожидания пассажира — первые пять минут такси ждет клиента бесплатно. Если водитель опоздал, пассажир все равно получит свои бесплатные пять минут ожидания.

Большую часть времени заказы поступали ко мне бесперебойно, но были и периоды затишья. Если клиентов нет, то лучше рвануть туда, где не хватает машин. На карте в приложении такие районы выделены цветом: чем темнее зона, тем нужнее там такси. В самый темный — фиолетовый — цвет окрашена зона повышенного спроса. Здесь машин не хватает и действуют двойные тарифы — заработать можно больше.

Это карта спроса утром в будний день. На окраинах города повышенный спрос: все едут на работу. Вечером — наоборот

Если хочется сделать перерыв или пора заканчивать работу, водитель должен перевести бегунок в положение «Занят». « Таксометр» предложит искать заказы по пути домой: домашний адрес заранее указывается в настройках. Но тут как повезет: мне попутный заказ попался всего однажды.

Контроль качества

«Яндекс-такси» проверяет качество сервиса не только с помощью оценок пассажиров, но и другими способами. Они смотрят, чистая ли машина и нет ли у нее серьезных повреждений. Если вы перевозите детей, в салоне обязательно должно быть детское кресло. Еще проверяют, совпадают ли модель автомобиля, цвет и номер с теми, что внесены при регистрации у агрегатора. Водитель должен всегда иметь при себе права, ПТС, полис ОСАГО и путевой лист.

Для проверки всего этого «Яндекс-такси» использует мобильный и фотоконтроль. Раз в три дня приложение напоминает о том, что пора пройти фотоконтроль: прямо в приложении вы должны сфотографировать автомобиль со всех сторон, а еще открытый багажник, салон и все документы. Если проигнорировать сообщение, то через час закроют доступ к новым заказам.

Я советую делать снимки в спокойном месте, например на парковке или в крайнем случае на улице, где нет интенсивного движения. Иначе не получится сделать хороший снимок левой стороны машины и придется выбегать на проезжую часть, рискуя попасть под колеса.

При мобильном контроле проверяют то же самое. Разница в том, что проверку проводят лично и без предупреждений. Вы получаете обычный заказ, но после того, как принимаете его, система просит вас прибыть в определенную точку для контроля, где уже ждут сотрудники «Яндекс-такси». В моем случае обычно это была парковка у крупного торгового центра. Контролеры сами фотографируют автомобиль и проверяют, все ли документы на месте.

Я проходил мобильный контроль два раза, никаких проблем не возникло. Интересно, что за прохождение мобильного контроля водитель получает вознаграждение — как будто выполнил обычный заказ. Причем комиссию агрегатор не берет. В последний раз я заработал 64 ₽ за 10 минут: 5 минут потратил, чтобы доехать до места проверки, еще столько же — на саму процедуру.

Лицевой счет

Каждому водителю в «Яндекс-такси» открывают лицевой счет. Его состояние можно отслеживать в «Таксометре» во вкладке «Баланс». Через этот счет проводятся все расчеты между агрегатором, таксопарком и водителем. Отсюда Яндекс списывает свою комиссию, а таксопарк — деньги за аренду автомобиля.

Когда пассажир платит за такси по карте, деньги автоматически поступают на ваш счет. Иногда бывают смены, когда большинство клиентов платят наличными, и списывать со счета нечего. В этом случае баланс можно пополнить самому: в «Орионе» я это делал через специальный терминал, в «Сатурне» — просто отдавал деньги работнику таксопарка. Если уйти в минус, то агрегатор отключит водителя от заказов. Поэтому лучше пополнять счет с запасом.

Кроме баланса, «Таксометр» автоматически подсчитывает и заработок. Это выручка водителя за вычетом комиссий агрегатора и таксопарка. В выручку засчитываются чаевые и бонусы агрегатора, в том числе так называемые субсидии. Чаевые клиент может оставить в мобильном приложении «Яндекс-такси», и их спишут с банковской карты. Агрегатор с чаевых комиссию не берет.

Субсидии начисляются за выполнение заказов, которые стоят меньше 100 ₽. Фактически «Яндекс-такси» доплачивает деньги за поездки, которые не выгодны водителю. Например, за заказ, который обойдется клиенту в 79 ₽, водителю доплатят 21 ₽. Это делается для того, чтобы таксисты не отказывались от мелких заказов, а клиенты пользовались сервисом даже для поездок на небольшие расстояния.

«Яндекс-таксометр» сам рассчитывает доход водителя

Как открыть Таксопарк Яндекс Такси

Кто не знает о Яндексе? О Яндексе знают все. Компания занимает первое место среди поисковиков Рунета + топ-4 в мире, но сегодня не об IT-направлении пойдет речь. Большинство жителей крупных городов видели шашечки такси с символикой Яндекс. Помимо новых технологий, компания не упускает и другие способы заработка, франшиза службы такси один из них.

Старт франшизы по транспортным перевозкам датируется 2011 годом. Сейчас в рамках проекта работает больше 25 000 автомобилей по всей стране. А если брать в расчет и другие государства распространения франчайзинга, то суммарное количество водителей под крылом Яндекс Такси перевалит отметку в 200 000 человек.

В качестве софта для работы выступает программа «Таксометр» или «Шеф». Условия по сотрудничеству, стоимость пакета услуг и роялти обсуждаются с каждым предпринимателем индивидуально. Компания производит просчёт по регионам, и цены завышает очень редко.

Яндекс Такси – это яркий пример того, как открыть таксопарк без единого такси. Больше 95% автомобилей внутри системы – это подключенные предприниматели, что произвели ребрендинг своих таксопарков.

Яндекс Такси работает в 3 ценовых категориях – бизнес, комфорт и эконом. Среднемесячные показатели расходов в сумме выйдут на 200 000 рублей. Статьи расходов – телефон/интернет, зарплата персонала, расходы на рекламу. Рентабельность сотрудничества напрямую связана с количеством населения. Если от 500 000 жителей, то среднемесячный заработок составит 150 000+ рублей.

Должны сказать, что решение вопроса как открыть таксопарк от франчайзинга проще не станет. По сути, Яндекс и прочие компании являются диспетчерскими службами, для запуска которых необходимо минимальное количество усилий. Конечно, предприниматель получает взамен раскрученный бренд, но риск не всегда стоит свеч. Так что в приоритете запуск таксопарка именно с нуля.

Шакирзянова Аделя

Приветствую Вас, дорогой читатель, на сайте про бизнес-идеи. Я экономист Инга Долгая, обожаю бизнес и все что с ним связано, собираю бизнес идеи и полезную информацию для предпринимателей на этом сайте. Надеюсь, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы касательно бизнес-идей, делитесь опытом в комментариях! Желаю вам постоянно растущего бизнеса!

Оцените автора
Бизнес Идея
Добавить комментарий