- Объединения предприятий
- Финансово-промышленные группы
- Российские финансово-промышленные группы
- Государство как предприниматель. Унитарные предприятия
- Формы государственных предприятий
- Государственное предпринимательство в России
- Теоретические основы государственного предпринимательства
- Текущее состояние государственного предпринимательства в России
- Проблемы развития государственного предпринимательства в России
- Государственное предпринимательство в автомобилестроении
- Государственное регулирование малого предпринимательства
- Сущность и особенности государственного предпринимательства
- Проблемы приватизации и национализации собственности
Объединения предприятий
Наряду с фирмами в современной рыночной экономике значительную роль играют объединения предприятий. Особенностью данной формы предпринимательской деятельности является сочетание элементов стихийного порядка и иерархии. Объединения предприятий представляют собой группу фирм, внутри каждой из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие же между фирмами группы осуществляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не единая фирма, но и не чистый рынок.
Отдельно стоящей фирме приходится расходовать средства на приобретение информации о ценах, технологиях, возможных контрагентах, на заключение контрактов, на контроль их исполнения, на поиск необходимых ресурсов для развития и т.д. Объединение предприятий позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, поскольку многие трансакции осуществляются с партнерами по группе, с которыми налажены устойчивые связи. Кооперация фирм в рамках объединений создает также возможности перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет координировать совместную деятельность и т.д.
Вместе с тем объединение не превращается в единую суперфирму и, следовательно, не ведет к чрезмерному росту внутрифирменных трансакционных издержек. Взаимодополнение стихийного порядка и иерархии в объединении фирм способствует эффективной работе, стабильному развитию и устойчивому положению на рынке.
Финансово-промышленные группы
Наиболее распространенной основой для создания объединений является взаимовыгодное переплетение интересов крупных банковских структур и промышленных фирм.
Дело в том, что по природе своих операций банк заинтересован в привлечении крупных, надежных и постоянных клиентов. Фирма же нуждается в столь же долгосрочных источниках кредитов.
Организационной формой объединений банков и предприятий стали финансово-промышленные группы (ФПГ). Каждая составная часть ФПГ самостоятельно решает собственные задачи, но при этом учитывает и общий интерес группы. Роль координатора в ФПГ выполняет головная организация (ею может быть банк или крупнейшее предприятие). Выполняемые ею управленческие функции, однако, носят ограниченный характер, сохраняя за другими участниками группы свойственный независимому предприятию уровень самостоятельности.
ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов давно зарекомендовала себя во всем мире, поскольку способна — прежде всего силами самой группы — обеспечить.
Российские финансово-промышленные группы
В России процесс формирования финансово-промышленных групп начался в 1993–1994 гг. В 1995 г. были зарегистрированы 24 ФПГ, которые объединяли 400 организаций. В 2000 г., спустя семь лет после образования первых ФПГ, уже 87 ФПГ с общим числом занятых более 5 млн. чел. объединяли более 1,5 тыс. промышленных предприятий и 90 финансово-кредитных институтов.
Основной вклад в производство промышленной продукции осуществлен такими ФПГ, как «Магнитогорская сталь», «Восточно-Cибирская группа», «Нижегородские автомобили», «Энергомашкорпорация». Так, ФПГ «Нижегородские автомобили» обеспечила увеличение выпуска полуторатонных грузовиков «Газель» с 13,3 тыс. шт. в 1994 г. до 75,6 тыс. шт. в 1996 г., т.е. почти в 8 раз всего за 2 года. Это поразительное достижение, если вспомнить, что реализовано оно в условиях глубочайшего кризиса в стране. Источниками финансирования этого проекта наряду с собственными средствами АО «ГАЗ», стали кредиты коммерческого банка «АВТОБАНК», входящего в ФПГ. Большой вклад в рыночный успех этой группы, помимо промышленных предприятий и коммерческого банка, внесли входящие в нее торговые структуры. Ими обеспечивается реализация продукции ФПГ.
Государство как предприниматель. Унитарные предприятия
Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность находится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего государственное предпринимательство представлено:
Формы государственных предприятий
Государственный бизнес выступает в двух основных организационных формах:
Государственное предпринимательство в России
В ходе приватизации российское государство лишилось большинства принадлежавших ему предприятий.
Важнейшими исключениями из этого правила являются:
В последнее время переход убыточных предприятий в государственную собственность активно идет в субъектах федерации. Социальные издержки от их закрытия могут оказаться выше сумм, нужных для возвращения этих фирм в прибыльное состояние. Так перешли в государственную собственность ЗИЛ и АЗЛК в Москве, КамАЗ — в Татарстане.
Кроме того, все чаще поднимается проблема повторной национализации стратегически важных убыточных отраслей, например, угольной промышленности.
Государственное предпринимательство — это вид экономической деятельности, в рамках которой государство организует производство и реализацию продукции с целью получения прибыли.
Теоретические основы государственного предпринимательства
В настоящее время возрастает степень угроз национальной экономической безопасности и дестабилизируется развитие национальной (и мировой) экономики. Многие правительства в качестве одного из способов нормализации социально-экономической ситуации в рамках государственного регулирования экономики используют такой инструмент, как государственное предпринимательство.
Государственное предпринимательство представляет собой деятельность государственных предприятий (т.е. коммерческих организаций, находящихся в государственной собственности), которые, занимаясь производством товаров и услуг, способствуют развитию национальной экономики. Государство (т.е. правительственные органы), ведя предпринимательскую деятельность, пытаются решить следующие задачи:
Государственное предпринимательство формирует фундамент государственного сектора экономики, который преимущественно ориентирован на производство общественных благ, поддержку стратегических отраслей национальной экономики и решение прочих проблем, возникающих из-за «провалов рынка».
Таким образом, теория и исторический опыт сформировали достаточное полное представление о сущности государственного предпринимательства, которое сейчас активно используется правительствами многих стран мира.
Текущее состояние государственного предпринимательства в России
Согласно официальным статистическим данным, в Российской Федерации унитарные предприятия (будь то государственные или муниципальные) составляют лишь 7% от общего числа предприятий, существующих на данный момент в стране. Подавляющая часть предприятий (более 85%) являются частными.
Однако данная группировка основывается на разграничении по организационно-правовой форме. Следовательно, в этом случае «частными» признаются все акционерные общества, хотя часть их акций может принадлежать государству. Поэтому при оценке состояния государственного предпринимательства в России необходимо учитывать структуру собственников предприятий.
Согласно данным Федеральной антимонопольной службы, удельный вес государственных предприятий в общем количестве субъектов предпринимательской деятельности составляет около 40%. В сравнении с прочими экономически развитыми странами мира эта доля воспринимается как большая.
Наиболее крупными государственными предприятиями в России на данный момент являются такие компании, как ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот» (транспортная отрасль), ПАО НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть» (сфера энергетики», ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ» (банковский сектор), АО «Почта России», ПАО «Ростелеком» (отрасль связи).
Кроме того, в России существенная особая форма организации — государственные корпорации. Несмотря на провозглашение их некоммерческого характера деятельности, они играют значимую роль в экономической жизни страны. Такими корпорациями являются «ВЭБ. РФ», «Росатом», «Ростех», «Роснано», «Роскосмос» и др.
Таким образом, в Российской Федерации сейчас активно развито государственное предпринимательство. Его субъекты сосредоточены во всех отраслях производства, а наибольшая степень государственного участия наблюдается в приоритетных сферах развития отечественной экономики.
Проблемы развития государственного предпринимательства в России
Основная проблема государственного предпринимательства заключается в том, что огосударствление экономики можно расценивать как отрицательную тенденцию, поскольку деятельность государственных предприятий в основном сводится к регулярному бюджетному финансированию и привлечению дополнительных инвестиций. Государственные предприятия преимущественно ориентированы на «освоение» бюджетных средств, чем на удовлетворение населения, повышения качества производимой продукции и т.д. Ввиду государственной собственности отсутствует прямой экономический интерес и соответствующий ему внешний контроль за деятельностью предприятий.
Кроме того, увеличение количества государственных предприятий приводит к эффекту «вытеснения» частных предприятий из национальной экономики. Это негативно сказывается на уровне конкуренции и общей эффективности экономики.
Таким образом, несмотря на то, что с помощью государственного предпринимательства может быть решен ряд актуальных проблем экономического развития, эта форма в то же время создает проблемы другого рода. Они требуют решения, и это особенно актуально для России, где доля государственных предприятий в национальной экономике велика.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск.
Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально экономических задач.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно
важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь. Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
Социально-экономический мониторинг (СЭМ) – составной элемент управления экономикой, который представляет специально организованное, целевое, систематическое наблюдение и краткосрочное предсказание протекания важнейших социально-экономических процессов с целью их анализа, идентификации и выявления круга управляемых параметров и обоснование на этой основе управленческого решения.
Государственное предпринимательство в автомобилестроении
В работе рассмотрена роль государства в развитии отечественного автомобилестроения. Необходимость создания условий для стабилизации автомобильной промышленности и при этом недостаточная эффективность различных форм государственной поддержки автомобильной промышленности требует поиска новых решений.
Таким решением для развития российской экономики и автомобилестроения, в том числе, является использование государственно-частного партнерства и дальнейшее развитие кластерных инициатив в этом секторе экономики.
Государственное регулирование малого предпринимательства
Любая хозяйственная система макроэкономического уровня испытывает необходимость государственного воздействия на протекающие процессы. По мнению автора, в рыночных условиях она определяется, в первую очередь, задачами, связанными с защитой общественных интересов. В госсекторе регулирование имеет своей целью повышение эффективности использования государственных средств, в других секторах создание условий для реализации хозяйственной деятельности. Пути решения этой проблемы предлагаются автором в статье.
Сущность и особенности государственного предпринимательства
Государство вместе с домохозяйствами и фирмами выступает в качестве одного из главных субъектов экономических отношений. Это проявляется его ролями в качестве не только организатора общественного порядка, перераспределения национального дохода, заказчика и потребителя товаров, работ и услуг, но и предпринимателя, т.е. коммерчески ориентированного производителя продукции. В этом случае в экономике используется термин «государственное предпринимательство».
Государственное предпринимательство представляет собой особую разновидность предпринимательской деятельности. Ее особенность заключается в том, что в качестве субъекта выступает государство, которое преимущественно функционирует в общественном (некоммерческом) секторе экономики.
Государственное препирательство реализуется через создание и функционирование государственных унитарных предприятий (это – специальная организационно-правовая форма предприятий, предназначенная специально для государства-учредителя), а также акционерных обществ, все акции или их часть которых принадлежит государству.
Государство оказывается вынужденным заняться предпринимательской деятельностью, поскольку ему приходится решать задачи следующего рода:
Спецификой государственных предприятий является то, что имущество, которым они пользуются, не находится у них в собственности. Собственником имущество является государство, с органами которого необходимо согласовывать принятие решений по ключевым вопросам (приобретение или реализация имущества, заключение крупных сделок, смена руководящих лиц, реорганизация предприятия и т.д.).
«Государственное предпринимательство и проблемы приватизации и национализации собственности» 👇
Проблемы приватизации и национализации собственности
Государственное предпринимательство как явление экономической жизни так же тесно связано с процессами приватизации и национализации собственности. Приватизацией называется процесс передачи имущества из собственности государства в собственность частных лиц (граждан и организаций). Национализация – это процесс, обратный приватизации, т.е. он заключается в передаче имущества из собственности частных лиц в собственность государства.
Таким образом, национализация является способом превращения государства в предпринимателя, приобретения им в собственность некой коммерческой организации или ее части. А приватизация, соответственно, является способом ухода государства от роли предпринимателя, переложения им этих функций на частный сектор.
На данном этапе развития современной экономике частный и государственный секторы взаимосвязаны. В связи с этим и приватизация, и национализация выступают, прежде всего, в качестве инструментов изменения портфеля собственности, структуры активов и инвестиций в национальной экономике, соотношения рентабельностей по секторам и видам экономической деятельности.
Основанием для проведения приватизации или национализации собственности, которые представляют для государства определенные проблемы, являются:
Проблемы как приватизации, так и национализации собственности связаны с необходимостью соблюдения определенного баланса экономических интересов, который бы стимулировал деловую активность в обществе и повышение общего благосостояния. Прежде всего, необходимо точно сформулировать цели и задачи, которое государство намерено реализовать, решившись на проведение приватизации или национализации.
Кроме того, нужно принимать во внимание достижение окупаемости совершаемых операций, предусматривать возможность коррекции планов по приватизации и национализации в ходе их выполнения, обеспечивать экономическую и национальную безопасность государства. Эти и другие требования могут быть выполнены при условии тщательного планирования, в ходе которого должно быть достигнуто соответствующее нормативно-правовое, институциональное и финансовое обеспечение.
Таким образом, приватизация и национализация собственности представляют собой два инструмента государственного регулирования социально-экономического развития страны. Умелое применение этих инструментов и получение желаемых эффектов может быть возможным только в случае обладания государственными служащими соответствующего уровня компетенций, который позволит правильно оценить сложившуюся на данный момент ситуацию в национальной экономике и перспективы ее развития.