Что такое упаковка франшизы? Как это сделать?

Сейчас в России франчайзинг очень популярен среди бизнесменов, и многие видят во франчайзинге возможность расширить свой бизнес и получить дополнительную прибыль.

Есть примеры успешных сетей, которые развивают себя с помощью франчайзинга, и в других компаниях смотря на них, также интересуются этим вопросом.

Другие предприятия тоже хотят воспользоваться этим инструментом, и возникает вопрос, какие действия нужно предпринять, чтобы оформить франчайзинговое предложение. Самый первый вопрос, что нужно для упаковки франшизы, рассмотрим его более подробно.

Что такое упаковка франшизы

Общие сведения

Больше половины успешных фирм понимают, что, чтобы упаковать франшизу, нужно создать инструмент, который даст возможность и привлекать партнеров, и расширять свое влияние на рынке. Привлечение партнеров даёт возможность развиваться с более маленькими затратами, а  усиление влияния на рынке позволяет быть более сильным по сравнению с конкурентами. Однако одно дело думать об этом, и совсем другое реализовать на практике.

Для того, что франшиза получилась качественной и приносила постоянную прибыль, чтобы партнеры в дальнейшем не подавали на вас в суд, нужно серьезно подойти к оформлению договора франчайзинга и составлению других документов. Нужен комплекс мер, чтобы франшиза получилось качественной. Для начала предприятию, которое хочет упаковать франшизу, нужно провести аудит бизнеса. Это нужно для того, чтобы узнать о достижениях и процессах в компании, которые будут основой в предложении по франчайзингу. Это важно, чтобы партнеры в дальнейшем понимали, что франшиза будет полезной и прибыльной.

Что нужно сделать перед упаковкой франшизы:

  • Изучение рынка конкурентов, разработка финансовой модели, это нужно для уточнения суммы прибыли при открытии франчайзинговой сети
  • уточнение стоимости франшизы, нельзя просто взять и поставить высокий паушальный взнос, нужно провести анализ
  • Требуется провести проверку товарного знака, чтобы в дальнейшем не было проблем
  • составить индивидуальный договор франчайзинга, а не просто переделать шаблон из интернета
  • Разработать содержимое пакета франшизи. Когда партнеры будут интересоваться вашей франшизой, то перед оплатой паушального взноса, они захотят узнать, за что именно они будут платить деньги. Ведь франшиза это целая концепция, ряд мероприятий, отношений между партнерами.

Какими бывают договора во франчайзинге

При работе с франчайзингом используются два вида договора. Это лицензионный договор, когда передаётся один объект интеллектуальной собственности, при работе с франшизой это товарный знак. То есть здесь под лицензионным договором подразумевается договор аренды товарного знака с выплатой денежного вознаграждения каждый месяц. Этот договор используется тогда, когда идёт передача только бренда. Договор нужно регистрировать в государственном органе, где зарегистрирован товарный знак продавца франшизы. И все изменения или расторжения такого договора тоже нужно регистрировать.

Договор это договор коммерческой концессии, по-другому называется договор франчайзинга, используется в большинстве случаев. Это наиболее оптимальная схема взаимодействия продавца и покупателя франшизы. Здесь в рамках договора передается не только товарный знак, а исключительные права вместе с товарным знаком. Значит, кроме аренды самого бренда и знака, тот, кто покупает франшизу, по-другому пользователь, берёт в аренду и патент, рецептуру, некоторые авторские разработки в предпринимательстве или что-то другое. Этим и отличаются договора коммерческой концессии и лицензионного договора. Сам договор или его изменения тоже подлежат регистрации в государственном органе, где зарегистрирован товарный знак. Собственники франшиз сами решают, использовать им лицензионный договор, или договор коммерческой концессии. Здесь всё зависит от объекта передачи по договору. Иногда на практике при регулировании франчайзинговых отношений могут использоваться другие разработанные или смешанные договора, у которых тоже есть юридическая сила, и они описывают ответственность обеих сторон. Это может быть дилерский договор, дистрибьюторский договор, договор бизнес партнерства, агентский договор.

Понятие упаковки франшизы

Упаковка франшизы это создание франчайзингового предложения. В это понятие включается большой комплекс различных мер и действий. Комплекс мер может быть стандартным, куда входят только обязательные мероприятия, но по желанию клиента и бесконечно длинным. Сюда можно отнести даже подготовку фирмы к сотрудничеству и развитию за рубежом. Поэтому разберёмся, для чего вообще занимается упаковка франшизы.

Цель создания франшизы

Есть несколько причин, для чего создаётся франшиза. Это масштабирование бизнеса, привлечение инвестиций для дальнейшего развития, занять свободную нишу в бизнесе, просто получить дополнительную прибыль. Значит, владелец бизнеса с использованием франшизам может привлечь к своему бизнесу и развитию других предпринимателей и их финансовые ресурсы. Однако между существованием такой возможности, и практической реализацией, и получением результатов большая разница, потому что нужно потратить большое количество времени и сил. Не все об этом помнят, и все думают, что это легко и просто.

Создание и развитие франчайзинговой сети это сложное дело, не легче одиночного бизнеса, а в некоторых моментах даже сложнее.

Также нужно понять, подходит ли ваш бизнес для франчайзинговой модели, и готов ли бизнес процесс к этому. Эти вопросы возникают у каждого владельца бизнеса перед упаковкой франшиза. Сейчас франчайзинговые сети есть в разных сферах бизнеса. И франчайзинг может быть разным, товарным и производственным, сервисным.

Поэтому важно чтобы ваша фирма была готова по всем пунктам к франчайзингу, чтобы в дальнейшем не было проблем.

Этапы упаковки франшизы

Упаковка франшизы это долгий процесс, где есть много подготовительных действий технического и юридического характера.

Этап 1. Аудит бизнес

На первом этапе нужно узнать о готовности бизнеса, чтобы им пользовались другие предприниматели. Потому что вы будете передавать другим модель своего бизнеса, то есть зарабатывания денег. И ваша модель бизнеса должна быть рабочей, и не просто рабочей, успешной. Если в вашем бизнесе не всегда всё работает правильно, то сначала следует устранить эти проблемы, всё наладить, потому что слабую модель бизнеса никто не купит.

Этап 2. Создание предложение, концепции

Вы должны предлагать предпринимателям готовую инструкцию, как именно начать бизнес и получить хорошую прибыль. То есть предприниматель должен представлять, как у вас всё работает. У всех будущих ваших партнеров разные возможности, и у вашего предложения должно быть несколько разных форматов для бизнеса для выбора, чтобы у всех была возможность прийти к успеху.

Создание предложение, концепции

Например, если вы хотите продавать франшизу по продаже готовой еды, то ваш будущий партнёр может подумать о формате островка с готовой едой, уличного киоска, или кафе, где можно посидеть. Это всего лишь пример, что ваш бизнес готов для продажи разным  предпринимателям,  разных вариантов.

Если ваш будущий франчайзи будет понимать, что именно он покупает и получает в итоге, что ему нужно делать, чтобы прийти к нужному финансовому результату, так партнеров у вас будет больше. То есть нужно проработать все этапы, это цели, задачи и поэтапные действия всех сторон, именно так получится финансовая модель франшизы. Также там должно быть указано, кто и какие платежи, когда вносит. Что касается финансовой модели, то партнер должен понимать, когда и какие платежи он платит. Сумы не должны придумываться просто так, даже паушальный взнос заранее прочитываются, они созданы для того, чтобы просто заработать деньги. То есть, любой платёж нужно финансово обосновать. Обычно в паушальный взнос входят расходы, которые возникают у франчайзера после начала работы по франшизе с его партнером.

Расходы во франчайзинге это затраты при разработке концепции франчайзинга, берутся из действий головной компании, которая управляет своими филиалами. Здесь нужно будет оплачивать работу куратора для нового франчайзи, оплатить работу юристу, он будет оформлять все договора и документы. Также для франчайзи будет создан сайт. И подобных расходов может быть еще немало. Количество расходов зависит от концепции. Например, если вы продаёте какие-либо аппараты собственного производства, то в паушальный взнос будет включена стоимость этого аппарата.

В финансовой модели должны быть указаны расчеты затрат на открытие одной точки по продаваемой франшизе, и указанны временные интервалы, сколько нужно на открытие точки, когда предприятие выйдет на чистую прибыль и окупаемость.

В целом нужно отметить, что франшиза должна быть понятной для понимания, и полностью прозрачный, чтобы будущий франчайзи понимал весь процесс взаимодействия между ним и франчайзером, на каком этапе и что будет происходить.

Этап 3. Юридическое оформление и сопровождение франшизы

Этапы юридического оформления можно разделить на две части. Во-первых, нужно оформить юридическую защиту идей, всех авторских разработок, идеи по ведению предпринимательской деятельности владельца франшизы. Этот этап очень важен, потому что происходит защита авторских прав по услуге или товару, при необходимости регистрируется товарный знак, регистрируется уникальные методы работы, в целом можно сказать, что идет защита бизнес-процессов. Также здесь указывается алгоритм получение лицензии партнером, если она требуется.

Вторая часть включает в себя оформление документов, то есть юридическое сопровождение сделки между франчайзером и франчайзи. Как правило, здесь нет стандартных вариантов договора, договор должен быть индивидуальным, и учитывать особенности франшизы, и её концепции, финансовой составляющей. В договоре обязательно должны быть прописаны предмет договора, требуемые лицензии, при необходимости указана концессия, четко прописаны права и обязанности всех сторон договора, суммы платежей и премий, и каким образом,  и через кого решаются все конфликты и претензии.

На этом этапе как мы видим, разработанная концепция переносится на юридически правильные основы.

Этап 4. Создание команды

Компания, которая хочет развивать в своём бизнесе франчайзинговое направление, должна понимать, что нужны грамотные специалисты для управления этим процессом. Продвижением франшизы на предприятии может заниматься и маркетолог, продажей франшизы может заниматься отдел продаж компании, а вот будущих франчайзи должны  сопровождать грамотные специалисты.

Главное нужно понимать, что в компании франчайзинг это будет отдельное подразделение, где должны работать сотрудники, которые не заняты выполнением других задач. То есть для обслуживания потребностей отдела франчайзинга должна быть создана отдельная команда, у которой будет всё свободное время уходить на работу именно этого направления. Конечно, и все сотрудники этого отдела должны быть компетентны в этом вопросе. Сколько сотрудников потребуется для работы в отделе франчайзинга будет зависеть от концепции франшизы, и объема работы, то есть количества партнеров. В целом надо отметить, что от сформированной команды будет зависеть успех работы будущей партнерской сети.

Если проанализировать большинство претензий франчайзи, которые уже купили франшизу, то они недовольны, что франчайзер после оформления сделки качественно не сопровождает его нового партнера. Ведь в рекламе франчайзинга в предложениях всегда пишут о том, что после оформления сделки будет полноценное сопровождение, а на практике это далеко не всегда так.

набор для франшизы

Созданная команда франчайзинга должна четко понимать, кто и  за что отвечает, кто курирует какой вопрос. Как выбирать франчайзи?

Надо сказать, что вам не подойдут абсолютно все франчайзи, поэтому нужно уделить внимание этому вопросу. Будущий рабочий процесс будет строиться на взаимодействии двух сторон, и не все будущие покупатели по своим человеческим качествам подойдут для создания своего бизнеса.

Желательно, чтобы был отдельный человек, который определит критерии для отбора будущих франчайзи. Он же будет проводить собеседование с будущим владельцам бизнеса.

Этап 5. Формирование франчайзингового предложения

Франчайзинговым пакетом называют то, что входит во франшизу, чтобы было детально все проработанно. То есть всё, о чём упоминалось выше, подробно и понятно расписано для будущих франчайзи. Важно чтобы это было написано понятным языком, потому что человек изнутри не знает этот процесс, и знакомится с ним первый раз. Этот документ как инструкция для франчайзи, его план дальнейших действий, чтобы прийти к нужному результату и прибыли.

Во франчайзинговый пакет входят регламенты и руководства, подробный бизнес-план, описана рекламная политика всей сети и компании отдельно, система продаж и инструкция по будущему взаимодействию.

Этап 6. Франчайзинговое предложение

Предприниматель перед тем, как решить купить франшизу изучает франчайзинговое предложение. Во франчайзинговом предложении должно быть самое главное и лучшее из всей концепции, и человек должен легко и просто воспринять информацию. Поэтому важно проработать концепцию, чтобы ваше предложение заинтересовало как можно больше потенциальных партнёров, в концепции должно быть описано интересно и кратко.

Этап 7. Продвижение франчайзингового предложения

Сейчас есть несколько способов по продвижению своей франшизы, это создание корпоративного сайта, использование директ-мейла, точечная и контекстная реклама, работа с социальными сетями, выставка, каталоги франшиз. В целом нужно понимать, что процесс продажи и продвижения франшизы это небыстрый процесс, и его продвижением нужно заниматься качественно.

Инга

Приветствую Вас, дорогой читатель, на сайте про бизнес-идеи. Я экономист Инга Долгая, обожаю бизнес и все что с ним связано, собираю бизнес идеи и полезную информацию для предпринимателей на этом сайте. Надеюсь, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы касательно бизнес-идей, делитесь опытом в комментариях! Желаю вам постоянно растущего бизнеса!

Оцените автора
Бизнес Идея
Добавить комментарий